Правильное подключение автомагнитолы и динамиков в машине

Магнитола в автомобиле
7
02/08/2017 22:02:21
Содержание:

Современные автомобили оснащаются развитой аудиосистемой, включающей радио, аудиоплеер, снабженный дисковыми драйвами и USB-входами для прослушивания музыки с внешних носителей. Самые полные в этом плане комплектации содержат обычно видеоплеер и навигатор с экраном дюймов в 7–8. Кроме того, имеется блютус, посредством которого можно подключить смартфон и во время поездки соединяться с абонентами и беседовать, не отрываясь от штурвала. При этом музыкальная составляющая сразу скромно притупляется в режим mute. Разумеется, колонки, стереосистема, звучащая как с двух боков — из колонок, установленных в дверцах, так и сзади.

Так что полнозвучная музыка, да еще в замкнутом помещении автомобильного салона, имеющего, при нынешнем дизайне, вполне музыкальную форму наподобие гитарной деки, богато-резонирующую на разных частотах и в различных направлениях, превращается практически в небольшой зал филармонии на колесах. Особенно, если учесть, что фирмы, выпускающие современные авто и позаботившиеся о его максимальном комфорте, также и акустические параметры проектируют на наиболее полное звучание по всем привычным диапазонам частот — средним (обычные динамики), высоким (высокочастотные динамики «пищики», низким — низкочастотные динамики, сабвуферы. Езжай себе, слушая чарующие звуки на протяжении долгой поездки. Или отдыхая на природе. Или на рыбалке. Или ночуя в автопоходе где-то на берегу тихого озера, или в небольшой уютной горной долинке с тихо журчащими водопадами…

Музыка — это часть нашей жизни, поэтому многие, купившие машину без этого существенного дополнения, очень скоро могут почувствовать некий вакуум звукового наполнения. И по этой причине могут начать поиск приемлемого решения. Конечно, если вы — не законченные фанаты окружающей ничем не потревоженной первозданности, которым поет только дикая природа.

Конечно, коль пришла пора добавить к оборудованию машины аудиоаппаратуры, то она должна быть вписана в весь технический комплекс точно и органично.

Электрическая сеть машины

Общая электрическая сеть автомобиля, частью которой является схема подключения автомагнитолы, раньше попросту называвшаяся «системой зажигания», давно уже стала гораздо замысловатее и развесистее. Ее задачи таковы:

  1. Запустить двигатель от аккумулятора.
  2. Подавать напряжение, необходимое двигателю во время работы (зажигание).
  3. Подзарядить от начавшего давать напряжение генератора частично разряженный от запуска аккумулятор.
  4. Питать во время движения энергией, которую дает генератор, осветители (фары, поворотники, стоп-сигналы…).
  5. Обеспечивать работу приборов на панели.
  6. Запитать дополнительное оборудование.

Два момента важны в ее работе:

  1. Когда машина находится на стоянке с выключенным двигателем, источником питания является аккумулятор, который имеет свойство разряжаться. Поэтому пользоваться им в это время надо так, чтобы осталось энергии на запуск двигателя.
  2. Во время запуска двигателя от аккумулятора на стартер подается большой постоянный ток, который очень интенсивно разряжает батарею, и, кроме того, может давать большие наводки напряжения во всей электросхеме. По этой причине все остальное оборудование, в том числе питание магнитолы, в это время должно быть отключено, чтобы избежать его перегорания.

Эти моменты учтены при заводском изготовлении и монтаже электрооборудования автомобиля, поэтому для подключения чего-то нового, в частности, автомагнитолы и колонок, хорошо пользоваться уже имеющимися для этого разъемами, а не тянуть провода напрямую от аккумулятора. Кроме опасности повредить магнитолу при этом возникает риск разрядить аккумуляторную батарею во время стоянки, так как схема подключения магнитолы может быть такова: во время обычного выключения питания может подпитываться на холостом ходу усилитель, отчего можно после длительной стоянки машины в гараже вдруг обнаружить у нее совершенно разряженный аккумулятор.

Как подключить автомагнитолу

Штатное радиооборудование подключается к автомобильной электросети под приборной панелью, чем и нужно воспользоваться. Даже если в комплектации приобретенного автомобиля не предусмотрена магнитола, разъем для ее подключения в настоящее время устанавливается на все автомобили. В случае если он отсутствует (для старого автомобиля), можно приобрести его самостоятельно и, зная, как правильно подключить магнитолу, это сделать своими руками, пользуясь маркировкой проводов и контактов.

Разъем выполняется по международному стандарту ISO.

В него включаются разъемы автомагнитолы:

Разъемы автомагнитолы
Разъемы автомагнитолы

Если разъем магнитолы отличается, то в комплекте к ней могут быть провода, а именно переходник, например, такой

Переходник для подключения автомагнитолы
Переходник для подключения автомагнитолы

Если разъем автомобиля (на старом авто) отличается от стандартного ISO, то тоже продаются переходники, например для Mazda 2001.

Переходник для подключения автомагнитолы
Переходник для подключения автомагнитолы

Скомбинировав их, тоже можно добиться успеха. Обратим внимание, что на рисунках выше один из разъемов ISO — «мама», другой — «папа». Воткнув их друг в друга, получим для старого автомобиля провода для автомагнитолы нестандартного исполнения.

Разъем состоит из двух секций — A и B. К секции A (черная) подводятся провода питания, секция B (коричневая) — для проводов сигнальных. 12+ входным проводом питания считается только желтый. Синий подает питание в 12+ на антенну, а красный служит для размыкания цепи, когда зажигание выключено. Черный — масса.

Разъем для подключения автомагнитолы
Разъем для подключения автомагнитолы
Схема разъема
Схема разъема

Слева изображена «мама», провода от которой идут в схемы автомобиля, а справа — разводка «папа», которая идет от магнитолы. То есть разводка на «маме» получится зеркальной по отношению к разводке на «папе».

Здесь основное питание идет от АКБ по желтому проводу к контакту А4 черной колодки. Оно никогда не размыкается. И есть также питание от аккумулятора, но по красному проводу. Оно идет через ключ зажигания, и когда автомобиль выключен, магнитола тоже работать не будет. В этом есть, конечно, смысл — забота о том, чтобы на стоянке аккумулятор не сел. Но существует и некоторое неудобство. Остановились на пикник, а музыка молчит, как рыба.

Установка выключателя
Установка выключателя

Можно это преодолеть, если от красного провода сделать отросток к желтому и на нем установить небольшой выключатель. Тогда основной режим работы будет с обычным размыканием после выключения ключа зажигания, а щелкнешь выключатель — магнитола будет работать и на стоянке. Для отключения красного провода от желтого можно придумать специальную релюшку, сбрасывающую этот выключатель в момент включения ключа зажигания. Так мы обеспечим правильное подключение и безопасное состояние аккумулятора в гараже, даже если мы захотели послушать магнитолу, когда двигатель у нас не работал в поездке, а потом этот рычажок выключить забыли.

Если нет такого реле — не беда, будет достаточно при постановке машины на долгую стоянку (в гараж, у дома) вручную размыкать выключатель.

На коричневой колодке расположены контакты, передающие звуковой сигнал к динамикам автомобиля:

  • белые — к левому переднему (FL), B5, B6;
  • серые — к правому переднему (FR), B3,B4;
  • зеленые — к левому заднему (RL), B7, B8;
  •  фиолетовые — к правому заднему (RR), B1,B2.

Провода одного цвета — плюсовые, провода такого же цвета с черной полосой — минусовые.

Цветовая схема проводов
Цветовая схема проводов

Для подключения автомагнитолы схема приведена ниже

Схема подключения автомагнитолы
Схема подключения автомагнитолы

Последовательность действий

  1. Изучение проводки автомобиля. Поиск ответа на вопрос: что в машине уже имеется и есть ли готовое подключение магнитолы? Принятие решения о том, какие действия надо выполнить, какие недостающие части закупить и установить.
  2.  Подготовка к установке. Снимаются кожухи, освобождается доступ к местам установки (например, колонок или динамиков). Готовятся места прокладки необходимых кабелей и подключения динамиков. Готовится необходимая арматура для крепления.
  3. Готовится место установки магнитолы. Это может быть штатное место, или надо придумать нечто особенное. Раньше в старых автомобилях часто мостырили магнитофон на какие-нибудь кронштейны, державшиеся на саморезах. Но сейчас, благодаря повсеместной унификации, есть вероятность, что магнитола подойдет сразу или с небольшой доработкой к штатному месту. И подсоединить ее будет делом двух минут.
  4. Подключаем проводку. Особое внимание при подсоединении уделяем целостности проводов, качеству контактов — на низком напряжении это имеет существенное значение — и изоляции. Всегда помним, что один из питающих проводов — красный, желтый или синий — у нас изолирован, а второй провод — черный (масса) — фактически оголен — это вся металлическая часть в автомобиле . Нам это не страшно, а вот для аккумулятора короткие замыкания его проводов очень даже небезопасны. И, самое главное, такое неправильное замыкание — это КЗ, ведущее к мгновенному перегреву проводов и запросто к пожару.                 

А вообще говоря, все достаточно просто и доступно сделать своими руками.

Инструменты и материалы

Для этого понадобятся нож, отвертка, изолента. Провода желательно брать многожильные медные. Питающие провода можно взять побольше сечением — 4 мм, сделать их отдельной скруткой. Провода, подающие акустический сигнал на колонки, лучше брать из бескислородной меди, специализированные акустические, сечением тоже до 4 мм. Это объясняется тем, что сопротивление динамиков невелико, и большая часть мощности усилителя может рассеиваться на проводке, а не на динамиках, что ведет к ухудшению качества воспроизведения звука, а также к излишней потере электроэнергии.

Очень важна надежность и качество контактов, их необходимо тщательно зачистить и пропаять. Изоляция играет также большую роль. Силиконовая изоляция дает красоту, прочность и надежность. Желательно цвета проводов выдержать такими же, как на схеме распиновки, или подобрать близкие по оттенку, чтобы меньше была вероятность путаницы.

Качество контактов
Качество контактов

Как подключить динамики

Магнитола может работать и на своих динамиках. Но без внешних колонок, подключенных к магнитоле, такое звучание будет «шепотом». Поэтому венцом усилий по установке в машину акустической системы будет подключение к ней динамиков, даже если они китайские.

Если в комплектацию автомобиля магнитола не входит, то нет, скорее всего, и динамиков, хотя современные автомобили делаются так, что место для их установки и проводка все-таки имеется. Вот она и подскажет путь, куда нужно вставить колонки. Для этого потребуется снять кожух передних дверей, поставить динамики, подключить их и все вернуть на место. Для новых колонок часто бывает нужно заменить проводку на новую, согласованную с ними. Если так, то лучше всего воспользоваться акустическим проводом сечением 2–4 мм2. А провести ее, воспользовавшись «дорогой» старой проводки. Для подключения лучше всего воспользоваться разъемами динамиков, и для них подобрать разъемы на проводах. Не путаемся с полярностью, это важно.

Изображение пользователя Кононенко Владимир
Кононенко Владимир Инженер-электрик
комментарии:
Чтобы оставить отзыв, пожалуйста, авторизируйтесь используя социальные сети.
добавить комментарий:
Нажимая кнопку Отправить вы соглашаетесь с Пользовательским соглашением и Правилами размещения информации.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора отзыва.
Сколько денег вы тратите на ремонтные работы в год?
от 10 000 до 100 000 рублей
60% (6 ответов)
от 1 000 до 10 000 рублей
40% (4 ответа)
до 1 000 рублей
0% (0 ответов)
Всего проголосовало: 10