Что делать, если пылесос плохо всасывает?

4
07/03/2018 05:51:43
Содержание:

Пылесос — наш домашний друг. Ну, не такой, конечно, задушевный, как телевизор или холодильник, но раз-другой в недельку он нам хорошо помогает. А если он еще и робот, так и сам, как лучший проверенный товарищ, видящий наши потребности без слов, вычистит и выскоблит все, и все заблестит, как новое.

Пылесос обычно нехитро устроен. Особенно самый обыкновенный. С одной стороны он всасывает воздух с пылью, из другого отверстия выходит чистый, фильтрованный поток воздуха. Внутри у него, в зависимости от конструкции, происходит отделение воздуха от пыли. Может быть в одну ступень, может быть в несколько.

Пылесосы различаются мощностью. Всасывает воздух помпа, в которой работает асинхронный двигатель, питающийся электроэнергией от нашей сети в 220/380 вольт. А асинхронные двигатели имеют склонность гибко «самостоятельно» регулировать скорость своего вращения. То есть при повышении нагрузки на вал двигателя ротор начинает все сильнее «отставать» от своей номинальной скорости. А от этого ротор больше греется.

Поподробнее об асинхронных двигателях

Асинхронный двигатель состоит из двух больших составных частей. Это статор, часть неподвижная, вделанный в корпус, и часть подвижная, ротор, установленный на оси и вращающийся внутри статора.

Статор электродвигателя: его задача — создавать магнитное поле
Статор электродвигателя: его задача — создавать магнитное поле

Подвод электроэнергии нужен только статору — тем и хорош асинхронный двигатель. А ротор — это такая металлическая конфигурюга, которая вся состоит из «металлических рамочек».

Первые эксперименты с вращением рамки с током в магнитном поле: из них и получились все виды электродвигателей
Первые эксперименты с вращением рамки с током в магнитном поле: из них и получились все виды электродвигателей

Точно с таких рамочек все когда-то и начиналось. С ними экспериментировали первые изобретатели двигателей. Только сейчас все рамочки (а их в роторе много) замкнуты в виде контуров, и на них ток не подается и с них не снимается. В генераторе с рамочек ток шел в нагрузку и что-то делал. А здесь в рамочках ток тоже появляется от вращения в магнитном поле статора, но сразу тут же и потребляется. Он идет по контуру — поле его вырабатывает, а контур закорачивает. Ну и, соответственно,  вырабатывается магнитное поле ротора. И результатом взаимодействия полей и будет вращение ротора. А часть энергии рамочек-контуров идет на разогрев.

Разогрев асинхронных двигателей является паразитным свойством, от которого и стремятся избавиться. Беличья клетка греется очень сильно, в ней же  короткое замыкание, и чем больше ток, тем больше и разогрев.

Короткозамкнутые роторы асинхронных двигателей
Короткозамкнутые роторы асинхронных двигателей

Меры борьбы с разогревом следующие:

  1. Изготовить проводники контуров как можно толще (чтобы увеличить проводимость)
  2. Сделать всю конструкцию наиболее теплоотдающей. Ей придают форму с выступами, ребрами, берут металл самый теплопроводный (медь, алюминий), насаживают на ту же крыльчатку для принудительного притока воздуха,… и получается нечто, с виду похожее на беличью клетку, ротор так и называют в асинхронных двигателях — беличья клетка.

Когда-то проволочная рамка с током поворачивалась на 180 градусов в магнитном поле постоянных магнитов, установленных в статоре. И чтобы она имела возможность вращаться и дальше, в ней направление тока меняли на противоположное. Тогда магнит своими двумя полюсами снова толкал эту рамку, потому что ее магнитное поле опять становилось постоянному магниту «против шерсти».

В асинхронном двигателе в рамку ток не подается — он в ней образуется, в ней же и потребляется. Зато в статоре установлены электромагниты, на которые просто подается трехфазное напряжение, которое создает эффект вращения электромагнитного поля по катушкам статора. И это вращающееся поле, в свою очередь, наводит электрический ток в замкнутых рамках «беличьей клетки», то есть ротора. Ну а коли появился ток в рамках, они и начинают общими усилиями вращать ротор. И ротор все быстрее «бежит вдогонку» за бегущим полем статора, но никогда не догоняет.

Все дело в том, что если ротор догонит бегущую волну магнитного поля катушек, то изменение поля в рамках станет нулевым. А значит, нулевой станет и причина рамкам (то есть ротору – беличьей клетке) вращаться дальше. Нет у них наведенного напряжения, нет и усилия, заставляющего двигаться. Поэтому в этот момент он просто продолжит вращение по инерции, пока не замедлится настолько, что в нем снова появится электродвижущая сила. Такое явление называется проскальзыванием. Ротор отстает от вращения поля до тех пор, пока все увеличивающаяся от этого отставания ЭДС снова не уравновесит сопротивление движению. И постепенно асинхронный двигатель сам устанавливает скорость вращения своего ротора, которая и зависит от силы сопротивления вращению.

Сила сопротивления на холостом ходу — это сила трения в осях при полном разгоне. При хороших подшипниках она достаточно мала, и ротор будет вращаться «почти» синхронно с вращением поля в катушках статора. Но когда двигатель выполняет какую-то работу, к оси приложена нагрузка, стремящаяся остановить вращение. Например, двигатель вентилятора вращает крыльчатку вентилятора, которая гонит воздух. Вот это сопротивление, оказываемое воздушной струей, и будет нагрузкой.

В насосе или помпе то же самое.

Самое главное — чистить пылесос от пыли

Только в пылесосе воздух, который прокачивает помпа, проходит длинный путь по всем шлангам,  трубам и патрубкам, и еще просачивается через систему фильтров, чистящих воздух от пыли.

Фильтры постепенно забиваются пылью, и двигателю становится все тяжелее. Парадокс с этими асинхронными двигателями. Чем хуже ему и труднее вращаться, то есть, чем больше рассогласование скоростей вращения — ротора и бегущей волны поля электромагнитов статора, — тем больше и ЭДС возбуждения в рамках ротора. Это, конечно, прибавляет мощности вращения, но и не только. Рамки короткозамкнутые!

И чем больше ЭДС, тем больше и ток в беличьей клетке. И от этого беличья клетка разогревается очень сильно. При изготовлении двигателя стремятся уменьшить сопротивление в этих проводниках, их изготавливают из толстого металла. И делают ребра беличьей клетке для охлаждения ее воздухом во время вращения.

Но пыль в фильтры все забивается и забивается. И может настать момент, когда ротор остановится совсем — он не может прокачать воздух через забитые фильтры. Он будет стоять на месте, а беличья клетка разогреваться сильнее и сильнее. Она при стоящем на месте роторе разогревается от пробегающей через нее волны электромагнитного поля статора. Двигатель от этого может и перегореть или расплавиться, тогда пылесос остановится и все.

Автоматика пылесоса

В современных пылесосах делают автоматику, защищающую аппарат от порчи. Она может срабатывать:

  • на перегрев
  • на низкое давление в полости непосредственно за фильтром. Создается вакуум — это значит, насос пытается еще качать, а воздух через фильтр уже не проходит.
  • на чрезмерное потребление тока двигателем.

Во всех этих случаях пылесос остановится. А на продвинутых моделях загорится красная аварийная лампочка.

И это очень хорошо. Это значит, что автоматика защитила ваш пылесос от выхода из строя.

В этом случае исправить ситуацию — пара пустяков.

В первую очередь не ленимся и освобождаем от пыли все внутренние «закрома» — какими они бы ни были — мешок ли там пылевой, или внутренние полости различной формы.

Находим в пылесосе фильтры тонкой очистки: обычно это одна или несколько пористых пробок из пластика или ткани. Их хорошо не просто почистить или выбить от пыли, их лучше всего помыть водой, и даже с помощью мыла. Потому что мелкодисперсная пыль не так-то легко желает с ними расстаться. И даже способна прикипать к месту своего незваного «обиталища», так что вычистить ее потом бывает непросто. А забитые эти самые тонкие фильтры и создают основную нагрузку на двигатель, что обычно слышно: он работает «с натугой».

Значит надо почистить, и кое-что (или все) помыть водичкой. Потом все тщательно просушивается. Затем пылесос собирается и работает как зверь — как новый.

Другие причины

Бывают причины и другие, «бестолковые». Которые случаются сами по себе и никогда, чтобы вовремя. Иногда с видимыми эффектами, иногда без оных. Например, начинаешь замечать со временем, что выключатель пылесоса как-то не очень «охотно включается». То есть, нажмешь слабовато — он не включится, и как-то фиксируется плохо. А нажмешь сильно — все, заработало. И с каждым разом все хуже и хуже. А то еще запашок возникает «жареных трансформаторов» или пластмассовой горелой изоляции. Или в момент включения — вспышечка или искрение в тумблере такое несильное.

Все это устраняется одним только способом: открыть устройство, добраться до всей проводки и проверить ее от начала до конца. Собственно, начинать нужно с вилки. Сейчас пластик вилочный — неразборное литье, сквозь него проводка к электродам вилки просто прощупывается рукой. Если там отгорел провод или как-то оторвался, то опытной рукой можно установить разрыв провода на вилке. Ремонт тут один — отрезать и выкинуть. И поставить вместо нее вилку разборную, которая продается в магазинах. Можно, правда, поменять сразу весь шнур — это чуть-чуть дороже и без возни. Но главе семьи принести, поставить на провод вилку, правильно все прикрутить — это весьма почетно и для семейства назидательно: папа делает, а все вокруг ходят на цыпочках.

Шнур длинный, он внутри пылесоса припаян, а еще там имеется пружинная втягивающая спираль, которая очень легко разбирается. Обратно же поставить все — нужна сноровка или специальные приспособления, которых дома обычно нет, поэтому ремонт шнура лучше проводить в мастерской, а самому поменять только лишь вилку.

Выключатель, переставший работать нормально, починить вряд ли возможно. Он встроен в корпус и отдельно в магазинах не продается. В этом случае тоже — дорога в мастерскую.

Хуже всего, когда неисправность происходит с двигателем или с управляющей автоматикой. В двигателе могут сгореть обмотки статора или все расплавиться от перегрева или деформироваться. Тогда надо менять двигатель, стоимость которого обычно составляет почти половину цены пылесоса.

Умные пылесосы имеют электронику, она выходит из строя при коротких замыканиях внутри агрегата. И это еще одна из частей, которые ремонтировать хорошо в приспособленных для этого условиях. Обычно они просто заменяются в сервисных службах на платы, присылаемые непосредственно от производителя. И в дальнейшем сервисники, любящие свою работу, могут заменить вам плату на новую, а старенькую попробовать починить сами, и в дальнейшем использовать починенную плату на другом пылесосе такого же типа, соответственно за меньшую цену.

Чем, собственно, можете заняться и вы, имея склонность к починке полезных вещей. И забрать свою сгоревшую запчасть после ремонта для собственных экспериментов.

Изображение пользователя Кононенко Владимир
Кононенко Владимир Инженер-электрик
комментарии:
Чтобы оставить отзыв, пожалуйста, авторизируйтесь используя социальные сети.
добавить комментарий:
Нажимая кнопку Отправить вы соглашаетесь с Пользовательским соглашением и Правилами размещения информации.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора отзыва.
Сколько денег вы тратите на ремонтные работы в год?
от 10 000 до 100 000 рублей
60% (6 ответов)
от 1 000 до 10 000 рублей
40% (4 ответа)
до 1 000 рублей
0% (0 ответов)
Всего проголосовало: 10