По мере развития электроники появляется все больше схем, защищающих электрические цепи от перегрузки. Однако так называемая последняя линия защиты практически повсеместно основана на плавких предохранителях. Автомобили – не исключение.
В них много электрических цепей и предохранителей. Низкое напряжение 12 В обуславливает даже при сравнительно небольших электрических мощностях токи большой силы. Они при длительном воздействии могут расплавить изоляцию и привести к аварии. Поэтому целесообразнее пожертвовать предохранителем. О них и расскажем более подробно далее.
Особенности конструкции
Пониженное напряжение и значительные токи определяют нижнюю границу номинала автомобильных предохранителей в 5 А. Но среди большого их количества можно найти модели с наибольшим значением 30 А и даже больше. Для получения надежного контакта, который необходим при токе большой силы, а также удобства замены этого изделия, предохранитель выглядит как плоский штекер с контактами в виде лезвий ножа. Его так и называют – предохранитель ножевой, или штекерный.
Для того чтобы получить оптимальное соответствие мощностям в электрических цепях, предохранители выпускаются в трех типоразмерах. Для удобства визуального контроля электрических цепей используется цветовая маркировка номиналов этих изделий. Цвет и размеры также значительно упрощают работу продавцов автомагазинов, поскольку по ним легче найти тот или иной предохранитель.
Прогресс затронул и, казалось бы, такую консервативную область техники, как плавкие предохранители. Сейчас уже мало квартир, в которых применяются аналогичные предохранителям пробки. Похоже, что аналогичная ситуация скоро сложится и с автомобильными предохранителями. В них все шире используются конструктивные аналоги автоматических пробок – термические предохранители. Пример такой модели показан на изображении далее. После срабатывания это устройство возвращается в исходное состояние нажатием на кнопку спустя определенное время после естественного охлаждения срабатывающего механизма.
Там, где существует определенная техническая потребность и конструктивные условия, используются ленточные модели. Для них характерны две разновидности – бескорпусные и корпусные. Бескорпусные – наиболее дешевый вариант, но при этом с определенным недостатком. При срабатывании появляются в виде загрязнения его расплавленные частицы. Чтобы такого мусора не было, надо использовать более дорогие корпусные ленточные предохранители.
В дорогих автомобилях, в которых существенное внимание уделено надежности, используются предохранители, особо устойчивые к вибрациям, которых в авто хоть отбавляй. Эти модели крепятся всего одним винтом, в отличие от ленточных, и показаны ниже:
Автопроизводители некоторых стран являются сторонниками предохранителей специфической конструкции. Например, японский автопром. В его продукции много предохранителей ножевого типа, но с иными по форме клеммами и корпусом, что хорошо видно на следующем изображении:
- Если предохранитель перегорел, его надо вынуть и в магазине показать продавцу. И купить точно такой же по номиналу и размерам.
- Устанавливая дополнительную электрическую цепь, ставьте для ее защиты предохранитель с номинальным током в полтора раза большим номинала тока этой цепи.
Его можно сопоставить с сечением провода в соответствии с данными следующей таблицы:
О важности правильной замены
Изменение параметров предохранителя в автомобиле может дорого обойтись его владельцу. Поэтому ни в коем случае нельзя увеличивать номиналы уже задействованных предохранителей. А при тюнинге, связанном с добавлением новых электрических цепей, желательно найти их аналог по электропотреблению и поставить в новой цепи такой же предохранитель. В основном эти изделия расположены на специальной панели под капотом. Здесь сосредоточены все самые важные предохранители.
Но в зависимости от марки авто, в ней имеются такие места с предохранителями, которые скрыты элементами декора. Поэтому, если возникла неисправность, которая не устраняется перебором этих элементов защиты, надо обратиться к технической документации автомобиля и таким способом найти перегоревший предохранитель в каком-либо невидимом на первый взгляд месте.
Поиск отработанного элемента
Как правило, перегоревший предохранительный элемент приводит к последствиям, которые автовладелец быстро замечает. Если у него уже есть опыт, найти этот предохранитель удается быстро. Но если неисправность до этого не появлялась, скорее всего, большинство автовладельцев откроют капот и начнут поочередно просматривать предохранители на панели. Но в этом способе есть тонкость. Ведь контакт может пропасть не только от сгорания плавкой вставки, но и от окисления, ослабления упругих свойств клеммы.
- Намного быстрее отыскивается неисправность при помощи вольтметра.
Надо взять любой тестер с достаточно тонкими щупами и задать в его настройках измерение постоянного напряжения равного или близкого к 12 В. Затем замерить на каждом предохранителе напряжение. На целом элементе его не будет. А на перегоревшем или неисправном прибор покажет напряжение аккумулятора. Прикасаться надо к клеммам панели, в которые вставлен предохранитель. Они легкодоступны. Это хорошо видно на изображении далее. Перед проверкой надо подать напряжение на те элементы, которые обслуживает проверяемая панель.
- Если нет тестера можно использовать лампочку на 12 В. На сгоревшем предохранителе она засветится.
Выбираем качественное изделие
Предохранители должны быть в запасе. Причем в количестве нескольких штук. Обычно после того как сгоревший элемент найден, начинается поиск причины его перегорания. После этого ставится новый предохранитель, который, как правило, также перегорает, поскольку причина кроется в другом. Так чаще всего «убивается» три-четыре элемента, и только после этого причина находится и устраняется.
Очевидно, что плавкие предохранители – это расходный материал. А это, как известно, Клондайк для производителей. Особенно для китайских, которые часто производят некачественный товар любого вида. И предохранители не являются исключением из этого правила. Поэтому, прежде чем купить 5–10 элементов, рекомендуем купить сначала один и проверить его. Если проверка пройдена, можно взять больше.
А суть проверки состоит в сравнении свойств плавкой вставки и обычного медного провода, точнее, тонкой жилки. Ведь плавкая вставка в качественном изделии изготовлена из специального сплава. Но сделать «жучок» и продать изделие тиражом в миллионы штук – значит получить сверхприбыль. Чтобы убедиться в покупке нормального предохранителя, надо присоединить к его клеммам жилку, соизмеримую по толщине с его штатной плавкой вставкой. А затем присоединить клеммы к аккумулятору. Если жилка не перегорела, значит предохранитель нормальный. И наоборот.
Проверка любого предохранителя, извлеченного из своих посадочных приспособлений, сводится к визуальному контролю и «прозвону» тестером.